И озарит вас свет небесный

И вдруг капля воска от свечей падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения. Огонь пылает в алтаре Кафоликона! Вспышка и пламя — как огромный цветок. А кувуклия еще темная. Медленно-медленно, по свечам огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света! — так описывает чудо схождения благодатного огня в иерусалимском Храме Гроба Господня один из многочисленных очевидцев.

Благодатный огонь является в Храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении благодатного огня в канун Воскресения Христова датируются IV веком. Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала православной Пасхи, в Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение благодатного огня.

Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента. Так приготовленная после осмотра еврейской полицией кувуклия (часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником, мусульманином, которым сегодня является Ваджих Нусейбе, недавно посетивший Адыгею.

— То, что я видел своими глазами, — в это я и верю. А я видел, как люди опускали свои руки и лица в этот огонь. Прямо в пламя. И не обжигались, — рассказывал он о своих впечатлениях при схождении благодатного огня.

Через 20—30 минут после опечатывания кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь (прихожанами Иерусалимской и Антиохийской православных церквей являются в основном арабы), чье присутствие также является обязательным элементом пасхальных торжеств. Молодые люди, как наездники, сидят на плечах друг у друга. Скандируя молитвы, они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал православным благодатный огонь. В храм входит процессия — иерархи празднующих Пасху конфессий. Процессия подходит к кувуклии и трижды обходит ее.

После этого иерусалимский патриарх останавливается напротив входа в кувуклию. Его разоблачают от риз, и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Затем православный и армянский патриархи Иерусалима (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту, православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженная тишина — ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать благодатный огонь. В соответствии с преданием Иерусалимской церкви считается, что тот день, когда благодатный огонь не сойдет, будет последним для людей, находящихся в храме, а сам храм будет разрушен.

В разные годы томительное ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов. Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки благодатного света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над кувуклией, от купола храма, от окон и из других мест — и заливают все вокруг ярким светом.

Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам кувуклии, за исключением 13 в католическом приделе храма. Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое, как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает благодатный огонь.
Чудо Благодатного Огня
Одной из особенностей чуда схождения огня является тот факт, что происходит оно только на православную Пасху. В истории известны случаи, когда Храм Гроба Господня находился в руках католиков, представителей армяно-григорианской церквей, но, несмотря на усердные моления, чуда схождения не происходило.

В этом году, по приглашению хранителя ключей Храма Гроба Господня Ваджиха Нусейбе, в пасхальную ночь чудо схождения благодатного огня смогут увидеть и паломники из Адыгеи. Причем, по словам секретаря Майкопско-Адыгейской епархии иерея Александра Афонина, это случится впервые в истории епархии.

— В канун Пасхи Господней в Иерусалим отправятся настоятель Свято-Михайловского монастыря игумен Герасим (Буняев), иеромонах Феодосий (Елфимов) и настоятель Свято-Димитриевского храма поселка Каменномостского иерей Ростислав (Евенко) с группой мирян, — рассказал отец Александр. — Кроме того, как и в прошлые годы, при содействии Фонда Святого Андрея Первозванного в пасхальную ночь чартерными рейсами в Россию, в том числе и в Краснодар, будут доставлены лампады, возженные от благодатного огня в Иерусалиме. Затем частицы огня будут доставлены в храмы епархий Кубанской митрополии и Майкопско-Адыгейской епархии.

Александр ДАНИЛЬЧЕНКО.http://www.sov-adyg.ru/index.php?newsid=16444

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *